Обучение рисованию взрослых: недостатки преподавателей и заблуждения начинающих

Мысли о вопросах обучение рисованию и живописи взрослых людей
Изначально тему разговора хотелось назвать так – «Основные недостатки преподавателей рисования и основные заблуждения учеников».

Однако потом возникли сомнения, нужно ли называть так тему – «Недостатки преподавателей», потому что мы можем впасть в снобизм и перемывание косточек.

С другой стороны, если нам идти учиться рисунку или живописи и размышлять, куда нам идти учиться рисованию, то те моменты, которые обычно проявляются в разговорах по поводу преподавателей рисунка и живописи, не теряют свою актуальность.

Разговоры такие всегда есть. И размышляя о недостатках преподавателей, возникло понимание того, что они напрямую связаны с заблуждениями учеников.

Те вещи, которые мы судим «со своей колокольни», когда мы являемся учениками, может оказаться, что они видятся совершенно по-другому со стороны преподавателей.

Поэтому, наверное, стоит эти вещи проговорить, но именно не для того, чтобы нам кого-то осуждать или думать, что мы сейчас с удовольствием объединимся против кого-то и скажем, что они плохие, а другие хорошие. А для того, чтобы нам более-менее понимать, как нам самим построить свой путь в обучении рисунку, чтобы была от этих разговоров польза практическая. А не просто осуждение кого-то.

И если говорить о недостатках преподавателей рисунка, то, наверное, нужно попытаться их выделить в две группы, о которых принято говорить. Люди, которые куда-то ходили обычно говорят о двух типах поведения преподавателей, которое их не устроило.

Первые распространённые моменты, о которых принято говорить – это то, что преподаватели со мной не занимались. Я ходил на какие-то творческие курсы, а преподаватели мной не занимались. Даже не курсы. Так принято говорить о каких-то учебных заведениях (подкурсы при институтах, либо сами учебные заведения) и принято говорить о том, что не учат.

И вторая крайность – «любой каприз за ваши деньги». Мы приходим на какие-то коммерческие курсы живописи или рисунка, и у нас пытаются создать впечатление, что действительно всё здорово, интересно и увлекательно. Обычно такую задачу перед преподавателями ставят руководители курсов, потому что они решают проблему одну – финансовую. И надо сделать интересно и зрелищно для тех, кто пришёл учиться рисованию.

Давайте попробуем эти моменты обсудить применительно к мифам, существующим среди учеников. Как наше недовольство преподавателями связано с нашим не совсем правильным пониманием самого процесса учебы.
Какой же вывод?

Вывод в том, что на самом деле нужно не проблемы с навыками решать, а развивать базовые качества.

Это рисунок, чтобы он немного опережал. Умение хватать пропорции (на это много сил надо потратить, начиная с каких-то простых объектов и до портрета и фигуры, до последних надо ещё дорасти).

Есть люди, которые начинают сами учиться и им скучно начинать с азов и они сразу переходят к портрету, мотивируя это тем, что, он уже попробовал и понял, как кубики рисовать и ничего, что толком не нарисовал ни одного кубика или натюрморта, но ведь он же это понял. Ему интереснее рисовать портрет.

И спустя какое-то время, как человек так побарахтается, он решит серьёзно научиться этому, то ему придётся отмотать назад и азы делать хорошо и двигаться. Тогда это будет движение не иллюзорное, а настоящее. Умение разбираться с тоном и понимать форму. Примерно в такой последовательности.

Дальше должна подключаться живопись. Соответственно надо научиться мыслить пятном, но при этом нужно попадать в тональность, в конфигурацию. Тон пятна это качество, которое мы развиваем, начиная с рисунка. И разнообразно работать с цветом. Здесь нельзя проявлять инертность, скудность усилий. Тогда мы не приобретаем опыта.

Конечно, на этом этапе желательно встретить хорошего преподавателя, который отучит вас раскрашивать и научит вас писать, разнообразно и сложно работать с цветом через собственный пример. А мы бы всё это отрабатывали большим количеством своих проб.

Что ещё при этом надо развивать? Нужно обязательно делать то, что напрямую называется предметом «Композиция» или является его аналогом. Это то, что относится к специализации.

Многие люди идут учиться на курсы рисунка для того, чтобы кем-то стать. А навыки, развивающие то, кем они хотели бы стать не тренируют. То есть человек, который хочет стать концептором, то он должен в первую очередь делать концепты и плюсом ещё подкачиваться по эскизу. Если он хочет рисовать портреты, то он может к этому долго не подходить, а планомерно двигаться по программе, потому что портрет входит в академическую программу сам по себе.

Если ты хочешь получить какие-то более творческие специальности (хотя даже для того, чтобы рисовать портрет он должен быть интересно закомпонован) создавать что-то новое, хочешь создавать иллюстрации, то ты с самого начала должен тренировать именно это. Рисовать большое количество эскизов в этой области, которая будет твоей специализацией.

Если специализации ещё нет, то можно делать общие развивающие задания по композиции и обязательно делать их много. Не отставлять этот предмет (третий после рисунка и живописи) на последнее место. На самом деле он самый главный. Потому что иначе можно научиться хорошо рисовать и писать, но если твоя задача непросто реалистически рисовать что вижу, то пою, а хотя бы какими-то картинами зарабатывать, то все равно это надо рождать. Все равно композиция должна быть на первом месте.
По материалам видео-лекций Олега Торопыгина. / Студия Олега Торопыгина

Хотите открыть для себя увлекательный мир рисования, живописи и творчества?

Приходите на наши курсы для взрослых!