Как выбрать курсы по рисунку или живописи для поступления в художественный или архитектурный вуз или училище?

Выбираем курсы по рисованию и живописи для взрослых
Если ученик планирует поступать в художественное училище или вуз, то ему нужно более ответственно подойти к выбору курсов и преподавателя.

Это не значит, что уровень профессионализма наставника должен быть существенно выше, хотя желательно, чтобы так и было. У каждого вуза есть своя специфика и свои требования, поэтому есть смысл заниматься с преподавателями именно этого учреждения.

Чтобы не было ощущения, что это – растянутая взятка, лучше заниматься с хорошим уже знакомым педагогом, который знает специфику этого учебного заведения и имеет опыт в подготовке к поступлению в художественный или архитектурный вуз.

Педагог из вуза или со стороны?

Многие принципы важны в подготовке, и они могут быть даны только теми преподавателями, которые ими владеют. Получается двойственная ситуация: для поступления в вуз нужны преподаватели-сотрудники этого вуза, но не всегда это очень сильные специалисты. Необходимо тщательно подойти к выбору.

Второй аспект проблемы возникает, когда есть учитель, который нравится своими знаниями, стилем преподавания, харизмой, но необходимо, чтобы у тех навыков, которые он вам преподает, не было противоречия той специфике учебного заведения, в которое вы собираетесь поступать. Потому что у каждого вузы есть свои особенности.

Специфика художественных вузов

В 19 веке существовала некая единая школа рисунка. Было деление, но не столь кардинальное. С наступлением 20 века наметились разные тенденции в художественном образовании. До 19 века в Москве было Строгановское училище, но с приходом революции произошли какие-то пертурбации и во время войны пошло разделение. Образовался Суриковкий институт, образовалась Строгановка со своими факультетами, выделился Мархит. В Питере была Мухинка, бывшая Штиглица и Репинка. А потом у нас в Москве появилась ещё академия имени Глазунова. Строгановка или Штиглица имела определённый подход к рисунку, определённый подход к живописи, больше основанный на каких-то модерновых направлениях. Не направлениях стиля модерн, а на направлениях, имеющих отношение к модернизму. То есть рисунок, ярко выраженный от формы, а живопись с опредлённым декоративным уклоном.

Чтобы понять смысл преобразований, можно представить, что мы берем целое яблоко, разделяем его на части и потом те, которые несут яблоко говорят, что нецелое яблоко у них, а другие отвечают, что у них. В сравнении лучшего у себя с недостатками у других можно прийти к выводу, что у себя есть самое лучшее. Также и в рисунке. Живописный рисунок больше зависит от тона. У студентов Мархита рисунок с эстетикой архитектуры, но, поскольку, это не является главным, там очень часто в итоге остаётся только набор приёмов и эстетика при внешней красоте, может не быть серьезного роста.

Натаскивание при поступлении

Если ученик хочет заниматься по-строгановски у преподавателя, который учит тональному рисунку, то будет отлично, если он преподаст и форму. Однако если с формой возникнут проблемы, то получится, что рисунок сделан на определённом языке, а этот язык здесь не нужен. Или, например, если обучаться форме для поступления в вуз, куда требуется навык по созданию тонального рисунка, то в случае возникновения проблем с тоном обучение будет бесполезным.

Итак, если ученик готовится к поступлению в вуз, то существует соблазн «натаскивания» к принятой там системе приемов. Конечно, это не очень хорошо, но нужно, чтобы художник рос профессионально, но не узкоспециализированно. Однако эта частная ситуация, а фактически мы имеем правило, в котором педагоги вуза, которые будут принимать экзамен, набирают свои группы учеников, и для дальнейшего поступления более эффективно будет заниматься именно там. Поэтому все разговоры о том, что всё куплено, которые ведутся на протяжении нескольких десятков лет, тоже имеют некое уязвимое место. Все преподаватели хотят обучать тех, кто более силен, и во время подготовки обращают свое внимание именно на таких учеников.
По материалам видео-лекций Олега Торопыгина. / Студия Олега Торопыгина

Хотите открыть для себя увлекательный мир рисования, живописи и творчества?

Приходите на наши курсы для взрослых!