О роли теории в обучении рисованию

Мысли о вопросах обучениея рисованию и живописи
В любом обучении есть место теории и практике. Искусство является обособленной отраслью, в которой определенное значение имеют оба компонента обучения. Давайте разберемся, сколько времени необходимо отводить изучению теории в обучении рисунку.

Когда стоит приниматься за изучение теории

Теория в искусстве, безусловно, нужна, но ее не должно быть слишком много, она не должна быть преждевременной, когда ученик к ней не готов. Прежде чем взяться за теорию, должны быть определенные ориентиры. В искусстве познание должно происходить по большей части через практику, но не должно быть перегибов, все должно быть в равновесии.

Если от теории есть польза в конкретной деятельности, то, безусловно, она имеет место быть. Но очень часто мы сталкиваемся с тем, что излишняя теория вместо эффективной деятельности порождает поиск ошибок именно в недостаточном объяснении вещей. Художник вместо того, чтобы работать, пытается объяснить отсутствие успеха в деятельности недостаточным изучением теоретических вопросов.

Ученик и учитель

С точки зрения преподавателя ясна задача и видна проблема: если ученик не берет пропорции, это не значит, что после прочтения теории он станет лучше их брать. В практике есть много факторов, которые теория учесть не в силах, чаще всего необходимо включить глазомер, анализ непосредственной ситуации.

Часто ученики говорят, что еще не очень хорошо разбираются, поэтому им необходимо подтянуть теорию. Опытный преподаватель может ответить на это, что невозможно сразу начать схватывать налету, необходимо тренировать навыки, работать над собой. Само восприятие должно стать объемно-пространственным, то есть мы должны запомнить не конкретные рецепты, которые в жизни не очень получится применить. Ученики ищут способы не трудиться, прячутся за теорией. Рассмотрим ситуацию на примере игры в волейбол: невозможно объяснить те вещи, которые необходимо делать, чтобы хорошо играть, необходим непосредственный навык, тренировки.

Баланс теории и практики

Если есть желание почитать, то нужно это сделать, и это, безусловно, будет плюсом. Но не должно быть перевеса от практики к теории и наоборот. В искусстве надо работать, оттачивать свое мастерство. Ученик должен идти к преподавателю именно с таким настроением. В итоге в процессе практики подключается теория, ученик получает задание и выполняет его.

Теоретики и практики

Но есть категория людей-теоретиков, которой сначала нужно разобраться, прочитать, для того чтобы самостоятельно анализировать и понимать предмет. Отчасти это неплохая позиция, но если при этом теоретики не работают, и конкретные советы, которые им дают более опытные люди, они отметают исходя из своего псевдопонимания, то они на самом деле при всей своей начитанности теорией не понимают самых элементарных вещей. Если ученик перешёл во второй класс, и пришла преподавать молодая учительница, да даже если сразу после пединститута, то уже она окончила школу, потом институт, и она на две головы выше ученика. Такой ситуации не должно быть, она мешает эффективному образованию.

Художники-теоретики считают, что они прочитают законы композиции и будут ими всю жизнь пользоваться. Но это грубая ошибка. Для того, чтобы выработалось чувство композиции, нужно много читать, делать много эскизов, много работать, и лишь тогда получится эффективный результат. И даже спустя много лет, когда такой художник захочет все свои знания уложить на бумаге, у него не получится это сделать, придется писать упрощенный вариант.

Любой учебник – это схема, а схема всегда искусственна.
По материалам видео-лекций Олега Торопыгина. / Студия Олега Торопыгина

Хотите открыть для себя увлекательный мир рисования, живописи и творчества?

Приходите на наши курсы для взрослых!