Иллюзии начинающих при обучении рисованию и живописи

Обучение рисованию и живописи взрослых людей
Когда ученик только начинает заниматься рисунком, живописью, ищет педагогов и погружается в эту область, то его окружает множество иллюзий.

Специализация или академическое обучение

Первая иллюзия заключается в том, что мы не понимаем разницы между специализацией и академическими дисциплинами.

Большинство учеников начинают заниматься рисованием для того, чтобы добиться определенных целей в будущем.

Чаще всего предметом мечтаний не является рисунок, а смежные отрасли – например, дизайн или архитектура.

В начале обучения рисованию возникает вопрос – а необходим ли данный предмет представителю профессии, к которой стремится ученик?

В этом случае необходимо для себя разграничить, что владение рисунком и живописью формирует уровень художника как специалиста. Однако не нужно забывать о композиции и других предметах, которые относятся к специализации.

Несмотря на то, что утверждение рисунка как основы всего является верным, необходимо понимать, что учебные рисунки или любительские пробы рисунка по фото – это лишь его внешние проявления. На самом деле рисунок – глобальная система восприятия и мышления. Лишь в этом случае он поднимает уровень художника.

Специализация должна иметь приоритетное значение. Если ученик планирует в дальнейшем заниматься смежной деятельностью, то обязательно должен быть предмет композиции или проекта, который будет главным.

Необходимо также распределять свое время, и как минимум половину времени посвящать учебным занятиям, а половину – занятиям для души.

Ученики совершают частую ошибку: мало рисуют и развивают свою специализацию, но много времени уделяют смежным занятиям. В результате не достигается успех ни в одной из областей.

Вдохновение

Вторая иллюзия – вдохновение.

В жизни каждого человека бывают взлеты и падения. Ошибочно полагать, что в жизни художника всегда все будет ровно, всегда будет блаженное настроение вдохновения, с которым начинают учебу. Период обучения обязательно включает в себя и периоды спада, и здесь ошибка ученика – привязка своих неудач к внешним факторам или плохому преподавателю. Во время неудачного периода нужно позаботиться о настроении на работу и дисциплине, чтобы выйти на новый подъем.

Часто во время неудачи, когда происходит спад энтузиазма, начинают подключаться родственники и близкие люди, подбивая бросить занятия рисунком. В такие периоды необходимо не принимать резких решений и стараться выйти из депрессии.

Во время спада нужно обеспечивать планку минимум, так как во время поддержания минимума ученик не перестает выдавать качество на определенном уровне. Определить свой минимум важно для эффективной деятельности в дальнейшей жизни, так как поддержание определенного уровня в период уныния закаляет художника.

Преподаватель

Третья иллюзия заключается в том, что возникает ощущение, будто преподаватель рисунка будет вечно возиться со своим учеником и следить за ним.

Безусловно, любому ученику нравится похвала и внимание от педагога. Однако похвалу преподавателя необходимо заслужить своей работой. Часто на коммерческих курсах ученики жалуются, что их ничему не учат и только хвалят, а в училище студенты считают, что их просто ничему не учат. Однако для того, чтобы учиться рисованию, мало просто прийти на курсы или в вуз и ждать, нужно работать и проявить энтузиазм.

Конечно, многие педагоги выгорают в процессе преподавательской деятельности. Главное, что должен дать понять ученик – что он пришел трудиться. Нужно стараться удивить преподавателя количеством усилий, так как даже неразговорчивый и потухший преподаватель сможет от этого разгореться.

Чудо

Следующую иллюзию начинающего можно назвать «Хочу все сразу».

Многие ученики считают, что достигнуть хороших результатов можно буквально за пару месяцев. А на ответ преподавателя, что реальное обучение рисованию длится десятилетиями, люди начинают хихикать, как будто он неприлично пошутил.

Нужно понимать, что для того, чтобы достигнуть чего-то серьезного, нужно много и долго трудиться. Просматривая работы учеников, которые занимаются полгода или год может показаться, что они могут быть очень сильными. Возможно, так и есть, но работы сильные для их уровня на данном этапе. А для достижения серьезных результатов необходимо заниматься годами.

Занятия рисунком пару часов раз в неделю никуда не продвинут начинающего ученика. Нужно много трудиться и гореть рисунком. К примеру, если рисовать каждый день хотя бы по два часа, то продвижение будет большим. Конечно, возникает проблема со временем, у большинства людей есть работа и семья, но преподаватель не будет делать из-за этого поблажки.

Искусство преподавателя - это уметь требовать все больше и больше. Просто желательно это делать завуалировано и мягко.

Навыки

Дальше в процессе обучения возникают иллюзии, что нужно развить определенные какие-то внешние навыки, внешние качества. Ученик считает, что ему важно научиться красиво штриховать, почитать анатомию и т.д. Но самое главное в обучение – поднять свой уровень. Рассматривая сильные работы можно не увидеть сногсшибательной анатомии, удивительного штриха и прочих вещей. Качество достигается именно за счет уровня.

Начинающий ученик может понять, что такое уровень, только просмотрев много работ, сильных и слабых, постоянно оценивая их. В рамках общего познания, общей насмотренности и будет понятно, что такое уровень в рисунке.

И здесь возникает интересный феномен: люди, которые не доучились, остаются в плену тех требований, которые предъявляли им. Они начинают воображать, что именно в этих требованиях заключается уровень художника, и могут даже профессионалам в этой области высказывать свою критику на основе своих старых формальных требований. Безусловно, все компоненты рисунка важны. Штрих важен вблизи, но красивый аккуратный вид, к которому мы стремимся в учебный период, у зрелых художников довольно редкое явление. Ничего плохого во всех технических требованиях нет. Действительно определяет мастерство художника его уровень. Любые внешние факторы можно оспорить.

Понимание мастерства возможно, только если будет очень хорошая насмотренность, причем не только на сильные, но и на слабые произведения. Это крайне важная часть художественной деятельности.

Деньги

Также существует иллюзия, что продвижение художника связано с количеством денег, что существует прямая зависимость.

Необходимость покупать дорогие материалы - это целая индустрия, на которой паразитируют производители. Конечно, материалы нужны, но всегда можно обойтись минимумом, и уровень работ никак не связан с дороговизной материалов.

Не нужно думать, что дорогие краски позволят рисовать лучше. Все достаточно просто: все равно есть пятно, есть линия, они должно быть сильно решены.
По материалам видео-лекций Олега Торопыгина. / Студия Олега Торопыгина

Ищете уроки рисования и живописи для взрослых в Самаре?

Приходите на наши занятия рисунком и живописью!