Особенности обучения взрослых людей рисунку и живописи

Мысли о вопросах обучениея рисованию и живописи
Есть несколько категорий людей, которые приходят учиться рисованию. Условно их можно разделить на три группы: молодежь, взрослые и зрелые люди. Есть один общий момент – со всеми нужно систематически заниматься и прикладывать усилия. Однако в остальном методика различна ввиду ряда особенностей.

Интеллект и жизненный опыт

Молодежь 15-25 лет приходит учиться по совету родителей или друзей. В юности мы не знаем жизнь и своего предназначения, чем хотим заниматься. Взрослые люди принимают более взвешенное решение учиться, приходят к этому сознательно. Чаще всего они сами искали и выбирали этот курс. За их плечами уже есть интеллект и жизненный опыт, к которым может обратиться преподаватель. Педагог может легче объяснить многие вещи и надеяться на понимание ученика, открытость к диалогу.

Кроме того, взрослый человек с точки зрения преподавателя больше расположен к обучению. Чем старше ученик, тем лучше его манеры, тем лучше он общается. У зрелых людей наиболее ощутимо уважение к преподавателю, настроение, понимание, чуткость, и это очень сильно подкупает. Вежливость, приветливость – самая красивая сторона людей за 40, за 50, за 60 лет. Чем старше, тем они более приветливы и настроены на диалог с преподавателем.

Недостаток времени

Безусловно, свободного времени мало у всех, но получается что у подростков его гораздо больше, но они не осознают этого и не умеют распределять свое время. У большинства взрослых людей, которые приходят учиться, есть работа и семья. Время на занятия выкраиваются из графика, и в этом самая большая проблема обучения рисованию взрослых людей. Для того, чтобы двигаться, нужно регулярно прикладывать к этому усилия. Но взрослый человек в силу обстоятельств не может выделить для этого достаточное количество времени. В дальнейшем два варианта развития событий: либо ученик организовывает свое время и развивается в искусстве, либо он продолжает заниматься в свое удовольствие, для того, чтобы скрасить свой досуг.

Недостаток сил

Отдельная категория учеников – пенсионеры. У них уже нет работы, семья не так нагружает и свободного времени гораздо больше. Но как правило, в этом возрасте уже не хватает сил для развития в искусстве. И вот здесь возникает уже загвоздка, потому, что, на самом деле эти люди могут быть чемпионами, но среди них совсем небольшой процент действительно может работать над собой. Также наступает время, когда здоровье начинает ослабевать, рассеивается внимание и падает зрение.

Цели обучения

Если смотреть на учеников возраста 30-40 лет, то здесь можно разделить их на несколько категорий. Половина этих людей пришли учиться рисовать, чтобы получить удовольствие от искусства. Даже если ученик уверен, что он планирует стать художником, то очень часто на пути к цели стоит барьер в виде работы, нагрузки и семьи.

Около тридцати процентов учеников этого возраста пытаются бороться за то, чтобы учиться. Но борьба условная, слабая, потому что человек продолжает делать мало усилий, не понимая, что для достижения цели необходимо делать больше. Оставшиеся двадцать процентов - это люди, которые действительно развиваются. Чаще всего у них нет семьи, или же они смогли организовать свое время и найти силы для работы.

Получается, что процентов 25-15 развиваются действительно, потому что человек сумеет свою жизнь организовать. Это означает, что если у него есть семья, то она будет что-то недополучать от этого человека (внимания этого человека). Он будет по несколько часов в день «впахивать». И то это какой-то минимум, для того, чтобы развиваться. А в остальном это просто такое «знакомство с искусством», «радость от искусства». Приходится признать, что надо к этому начать относиться как к чему-то замечательному и позитивному. Надо уйти от мысли, что обязательно все, кто начинает приобщаться к искусству, должны стать художниками-профессионалами. Не в смысле того, что они этим деньги зарабатывают, а в смысле уровня какого-то, овладения профессионализмом

Женщины-художники

Часто на занятиях большие успехи показывают женщины. Но такое бывает лишь когда есть достаточное количество свободного времени. Когда у женщины появляется семья, она готовится стать мамой, она утверждает, что все зависит от того, как себя организовать. Практически каждая думает, что «у меня всё будет по-другому, я буду продолжать рисовать». Но в большинстве случаев все меняется, и женщина не возвращается в ритм. Теперь ребенок – это главное дело в жизни, а остальное катится уже само по себе.

Именно с этой проблемой и связан вопрос о великих художниках-женщинах. Таких в действительности очень мало, но это никак не связано с дискриминацией. Просто у женщины, которая стала мамой, не хватает времени на ведение хозяйства, работу, семью и искусство. Даже если и получается выделить время и силы для рисования, их недостаточно для роста и развития в искусстве. Потому что если они рисуют по 40 минут три раза в неделю за счёт своего сна или по 40 минут четыре раза в неделю, то это мало что даёт.

Умники-теоретики

Зрелые люди представляют собой другой тип учеников. Около восьмидесяти процентов – талантливые и обаятельные люди, которые практически не развиваются, потому что ничего не делают. Нельзя сказать, что это плохо, такие ученики могут быть душой коллектива: они могут замечательно говорить об искусстве, с ними хорошо просто вместе находиться, они очень обаятельные и это здорово.

Однако есть определенная категория среди учеников этого возраста, которая встречается среди мужчины 40-50 лет, так называемые умники-теоретики. Эти люди очень любят теорию, читают много книг. Такие ученики, прочитав много книг, на занятиях пытаются спорить с преподавателями, аргументируя свою позицию теоретическими доводами. Научить умников почти невозможно, потому что ученик должен относиться к учителю с должным уважением и принимать его как авторитет. Для того, чтобы научиться искусству, необходимы навыки и способности, которые могут развиться лишь во время практики. Однако умники любят теорию, строят свой план обучения и пытаются все понять лишь через теорию. И лишь около 15 процентов людей в возрасте действительно развиваются в искусстве, могут показывать действительно хорошие результаты. И это связано с тем, что они увлечены творчеством и прикладывают максимум усилий для обучения.
По материалам видео-лекций Олега Торопыгина. / Студия Олега Торопыгина

Хотите открыть для себя увлекательный мир рисования, живописи и творчества?

Приходите на наши курсы для взрослых!